Абитуриенты рассматривают специалитет и бакалавриат одинаковыми ступенями образования, что будет ошибочно. В 1999 начали использовать Болонскую систему образования, предлагающую переход на обучение в два уровня: базовое – 4 года, магистратура – 2 года. Страна перешла на такой формат в 2003. До этого, диплом «магистра» был у выпускников иностранных ВУЗов. С 2009 года, Болонская программа стала распространенной, но специалитет не отменили. Научные, технические и медицинские профессии не поместились в рамки европейских норм. Применение новой методики привело к путанице между разницей специалитета и бакалавриата.
Получение бакалавра
Бакалавриат – начальная ступень получения высшего образования, занимающая 4 года. Программа направлена на получение стандартных знаний по профессии и освоение практических умений. Выпускник с дипломом бакалавра получает должности, на которых требованиями указвается высшее образование. Занятия проводятся очно и заочно. После окончания стандартного обучения, выпускник трудоустраивается или продолжает обучение, подавая заявление на магистратуру – программа рассчитана на 2 года.
Магистратура – следующая ступень высшего образования, предлагающая узкое изучение особенностей профессии. Для студента магистратуры предлагается больше программ, чем в бакалавриате. Студентам разрешено поступать на смежные профессии или менять область изучения научных исследований. Такой формат разрешает выпускать профессионалов, готовых работать в научных или технических направлениях.
Особенности специалитета
Классическая ступень получения высшего образования в ВУЗе, занимающая 6 лет. Студент получает стандартные и узконаправленные знания по профессии. После завершения учебы, выпускник получает соответствующую квалификацию по направлению с указанием узкой области знаний. На начальном этапе образования, специалитет предлагает курс базовых знаний по профессии, после чего, начинается узконаправленное обучение.
По завершению, вручается диплом с пометкой «Экономист», «Врач», другими. Специалитет – готовит сотрудников конкретного направления. При желании, разрешено продолжить учебу, подав заявление в магистратуру, ординатуру, адъюнктуру, аспирантуру. Созданная программа получения высшего образования классифицируется.
Критерии различия бакалавриата от специалитета
Перед подачей заявления на поступление в университет, абитуриент определяется с подходящей ступенью образования:
- Бакалавр – уровень подготовки, не имеющей узконаправленной подготовки по специальности. Специалитет – профессиональная квалификация;
- Программа обучения в бакалавриате занимает 4 года, а в специалитете – до 6 лет;
- Выпускникам с дипломами бакалавра и специалитета разрешено продолжить получение образования, подав заявление в магистратуру, аспирантуру. Бакалавр может обучаться бесплатно, заняв рейтинговое место, а ученику с дипломом специалитета не предоставляется возможности бесплатного получения второго высшего образования. При поступлении в аспирантуру, бакалавру требуется получить магистра. Выпускник специалитета пропускает эту ступень;
- Базовая ступень бакалавра гибкая: выпускник может поменять профессию при желании. На специалитете этого сделать нельзя, а для смены профессии требуется получать второе высшее образование;
- По окончанию университета, бакалавр получает диплом о получении высшего образования. При завершении специалитета, выдается диплом о высшем образовании узкой направленности;
- Дипломы разных ступеней обучения признаются в Европе, что упрощает поиск работы;
- На бакалавриате есть время для определения с профессией, а вот специалитет требует принять решение сразу;
В начале, бакалавриат и специалитет обучаются по единой методичке, после чего, расходятся.
Преимущества и недостатки бакалавриата
Положительными сторонами начального этапа обучения будут:
- Срок курса – 4 года;
- Поступление в магистратуру на бюджетной основе;
- Смена профессии при желании без необходимости начинать обучение заново;
- Получение должности в европейских странах;
Недостатками будут:
- Невозможность поступить на аспирантуру по сокращенной процедуре;
- Устроиться с дипломом бакалавра в некоторые сферы не получится, так как требуется узкая специальность;
- Для продолжения учебы, нужно пройти второй этап;
Бакалавр – стандартная база знаний, которую требуют работодатели. Ученик получает стандартные знания, требуемые для работы.
Преимущества и недостатки специалитета
Положительными сторонами специалитета будут:
- Предрасположенность работодателей. Кандидатов с узконаправленными дипломами ставят в приоритет;
- Работа в нужной сфере без прохождения дальнейшей подготовки;
- Поступление в аспирантуру при желании;
К недостаткам относят:
- Узкое образование, ограничения по трудоустройству в Европе (в некоторых странах диплом не признается);
Специалитет – профессиональная подготовка рабочего персонала, готового приступить к выполнению работы.
Останется ли в стране европейская программа?
Обучение с уровнями бакалавр и магистр создавалось для интеграции страны с западным образованием, принятии дипломов, и разрешения выпускникам ВУЗов находить работу в Европе. Задачи государственного образования изменили направление, делая акцент на необходимости формирования отечественной программы. В стране ведутся разговоры об отказе Болонского формата, формировании национальной программы.
Министерство науки сообщило, что в заявлении не говорится о использовании системы, применявшейся до 1991 года. Планируется создать новую схему, учитывающую преимущества старого подхода и опыт европейских стран. Предположительно, ВУЗы продолжат проводить подготовку бакалавров и магистров, но параллельно, развития будет набирать национальная программа.
Возвращение специалитета: обновленная методика
До внедрения Болонской программы, студенты обучались только на специалитете, по правилам которого готовились полноценные кадры. Возвращение специалитетов в ВУЗы – главное событие, ставшее следствием отказа от Болонской системы. Оперативная смена образовательного процесса под требования Европейского стандарта провалилась. Стране требуется измененный подход, в котором совместятся оба направления: параметры обучения будут браться из национальных достижений и Болонской системы. Критериями формирования новой программы предоставления высшего образования называют:
- Направленность методики на кадровые пожелания главных профессий;
- Изменение устаревшего специалитета с целью соответствия новым требованиям;
- Совмещение двух ступеней обучения с целью создания сквозного этапа;
- Формирование новых стандартов, направленных на сохранение персонала, повышения уровня квалификации;
Эксперты утверждают, что новый подход в вопросе получения диплома о высшем образовании порадует преимуществами:
- Направленность на фундаментальное образование, обеспечивающееся специалитетом. Программы бакалавриата, магистратуры будут отсутствовать;
- Разработка критериев оценивания результатов обучения. В качестве результата ожидается отказ от тестирований;
- Смена ФГОС, методичек;
Сразу отменить использование Болонской системы не получится, так как ВУЗы выпустили миллионы бакалавров и магистров. Университеты работают по плану набора учеников на каждую ступень обучения. Изменение стандартов происходит медленно, и для полного изменения программ, придется потратить десятилетия.
Подходящим вариантом для получения диплома высшего образования в стране будет модель «2+2+2». Первая ступень обучения делится на две части, что разрешает медленно вводить студентов в профессию, давая выбор дальнейшего направления. Будет ли использоваться такая программа неизвестно.
Закон, отменяющий бакалавриат
В 2023 году поступило обращение о возвращении классического специалитета, как главного формата подготовки учеников. Предложение отправили на рассмотрение и разработку. Работники науки высказали мнение относительно изменения. Говоря об отказе бакалавриата в пользу специалитета, министр образования указывает, что магистратура станет бесплатной для имеющих диплом о высшем образовании. Правки не были составлены и приняты, но план направлен так, что ученики специалитета смогут подать заявление на бесплатное обучение в магистратуре на тех правах, что и бакалавры.
Студенты, обучающиеся на бакалавриате или специалитете не столкнуться с изменениями (методички, сроки останутся прежними). Правительство утверждает, что полученные дипломы не подлежат пересмотрению. Возвращение специалитета соединит достижения прежних и новых методик. Студенты и преподаватели не ощутят существенных изменений при смене.
Отказ от Болонской программы набрал оборотов в 2022 году. Глава союза ректоров считается последовательным противником отделения бакалавриата и магистратуры, поэтому он голосовал за специалитет. Мнение обосновано на базе государственного и европейского опыта получения диплома высшего образования. В стране, не отказались от Болонского метода с бакалавриатом, так как это начальная ступень обучения.
Универсальное решение требуется для обеспечения в университетах одинаковых квалификаций. После принятия Болонской программы в 2003 году, страна провела адаптацию метода под реалии. Сможет ли страна отказаться от европейского формата предоставления образования и получится ли внедрить новые методички неизвестно.
Бакалавр или специалитет: какой диплом востребование?
В дипломе бакалавра указывается направление, а при окончании специалитета – узкая направленность. Подготовка и профильность изучаемого материала отличаются. Перед выпускниками специалитета открывается больше дверей в вопросе карьерного роста. Бакалавр сможет обогнать по престижности специалитет, только после завершения магистратуры. Для разбора отличий, возьмем сравнение юридической сферы:
- Бакалавр «Юриспруденция» – студент получает общие знания о законах, работает с документацией, предоставляет консультации, выступает в суде. Для получения узконаправленных знаний, требуется поступление на высшую ступень обучения;
- Специалитет «Судебная экспертиза». Выпускнику разрешается сразу приступить к расследованию дел, выполнению экспертиз, что обосновано достаточным количеством знаний;
Экономическая сфера:
- Бакалавр «Экономика». Студенту разрешено проводить стандартные экономические операции, заниматься учетом, создавать планы, распределять бюджет, контролировать отчетность компании;
- Специалитет «Экономическая безопасность». Выпускнику разрешено заниматься расследованием экономических нарушений, проводить проверки, обеспечить экономическую безопасность;
Бакалавриат ограничен в работе, но после окончания специалитета приступать к выполнению работы можно сразу. Абитуриент определяется с подходящей ступенью обучения до подачи заявления в университет.
Отказ страны от Болонской системы
Исключение магистра, с целью внедрения специалитета – новая идея, поданная на рассмотрение. Отказ университетов от европейских стандартов приведет к проблемам: отсутствию обучающего материала, классификации разделения уровня знаний, отсутствию кадров, способных проводить обучение. Для перестройки процесса потребуется десятилетие. Отказ ВУЗов от программы будет происходить поэтапно. Сразу изменить подход к получения высшего образования не получится. Будут ли признаваться дипломы специалитета в Европе – вопрос, требующий отдельного внимания. Европа работает по Болонской системе, поэтому смогут ли выпускники государственных университетов устроиться на работу в Европе неизвестно.