В период обучения в высшем учебном заведении студенты обязаны писать различные типы студенческих работ. Это могут быть рефераты, эссе, доклады, лабораторные, контрольные или курсовые работы. В завершении периода обучения студенты пишут дипломную работу. Но прежде, чем дойти до нее - придется пройти весьма долгий и тернистый путь по ознакомлению с созданием и правильным оформлением иных самостоятельных работ. Самый первый опыт в научно-исследовательской деятельности студент получает при написании доклада.
Доклад - это небольшая по объему научно-исследовательская работа, которая обозревает одну узкую профильную тему. Доклад может быть представлен в устном и письменном виде, но чаще всего требуется выполнить его и в той и другой форме. При правильном и успешном написании доклада - не возникает трудности быстро представить его в устном виде перед определенной аудиторией. Автор должен доступно и лаконично проинформировать аудиторию о теме и сути доклада, представить всю полученную информацию и подвести логический итог проделанной работы. В таком случае устный доклад будет оценен преподавателем, и студент получит соответствующую оценку.
Однако в письменной форме доклад имеет ряд требований, с которыми необходимо ознакомиться прежде, чем приступать к его написанию.
Этапы написания доклада
Необходимо четко понимать план работы с докладом и следовать ему. В таком случае не возникнет проблем с его написанием, а итоговую работу не придется переделывать из-за неправильного оформления или незначительных ошибок.
Любой доклад должен начинаться с выбора темы работы. Чаще всего преподаватель дает список тем на выбор. В таком случае лучше всего выбрать тему, которая ближе всего по знаниям для студента и интересна ему. Если преподаватель дает возможность самим придумать тему доклада - то лучше отталкиваться от личных интересов и знаний. Это поможет максимально раскрыть тему и преподнести информацию в самом красивом и увлекательном виде.
Определившись с темой доклада необходимо приступить к изучению литературных источников. Не стоит ограничиваться одним типом литературы. Библиотека и учебники - это однозначно хорошо и полезно, но необходимую информацию можно найти на просторах интернета, в научных статьях и журналах или методичках. Чем больше источников информации будет у автора - тем лучше. Главное проверять всю полученную информацию на достоверность и не пользоваться сомнительной литературой.
Далее следует составить план написания доклада. Это необходимо для правильного и быстрого структурирования работы, а также раннего понимания того, как будет выглядеть доклад в итоговом варианте. Важно понимать, что доклад пишется для определенной группы слушателей, поэтому лучше учитывать специфику аудитории и писать для нее. Составленный план - это помощник не только при создании доклада, но и для его презентации. Четкое понимание структуры работы, заголовки, содержание - это все то, что однозначно поможет при выступлении перед аудиторией.
Важно заранее подготовиться к возможным вопросам после презентации доклада и продумать несколько вариантов ответов. Чаще всего после выступления комиссия и слушатели захотят задать несколько уточняющих вопросов. Будет отлично, если студент будет готов к ним заранее и не замешкается при ответе.
Структура доклада
Как и любая другая научная работа - доклад необходимо написать правильно, придерживаясь общепринятой структуре. Обычно научный доклад умещается на 5-ти страницах печатного текста. Существует четыре основных элемента структуры доклада:
- Вступление.
- Введение.
- Основная часть.
- Заключение.
На этапе вступления студент должен поприветствовать аудиторию и слушателей своего доклада.
Введение проинформирует присутствующих о теме научной работы, подготовит к предстоящему выступлению и заинтересует слушателей. Важно выделить актуальность темы и четко сформулировать цели доклада.
Основная часть описывает все части работы согласно плану доклада. Обозревается цель доклада; методики, которые использовались в ходе научного исследования; действия, которые привели к определенному результату и сам результат.
Заключение подводит итог всей научной работы и резюмирует доклад в целом.
В письменном докладе также присутствуют дополнительные элементы структуры текста, которые стоит оформить и добавить к основным элементам:
- Титульный лист.
- Оглавление.
- Список источников и используемой литературы.
Титульный лист является лицевой частью любой научной работы. Его оформление соответствует общепринятым требованиям.
Оглавление должно помочь ориентироваться в работе и иметь общее представление о ее структуре.
В списке литературы необходимо указать все использованные источники и материалы, к которым обращался автор в процессе создания доклада.
Несколько советов относительно того, как написать доклад
При оформлении письменного доклада автор должен руководствоваться стандартами ГОСТа. Не стоит копировать фразы или предложения из используемой литературы или интернета. Сегодня любой преподаватель с легкостью проверит работу на антиплагиат и может не принять ее. Лучше описывать текст своими словами. Исключением могут быть цитаты, которые несут смысловой вес для общего текста. Цитаты необходимо выделять и указывать первоисточник. При написании работы лучше всего придерживаться строгого академического стиля и не использовать сложных формулировок.
Помните, что доклад - это лишь первый шаг в создании бесчисленного количества студенческих работ. И чем раньше студент сможет разобраться со всеми тонкостями создания научных трудов - тем проще будет в будущем.