Оценка практики студентов имеет значение в образовательном процессе. С этой целью руководитель пишет характеристику, собирает данные о достижениях, талантах, навыках, личных качествах практиканта. Документ позволяет оценить адаптацию в учебной среде, успеваемость. Характеристика составляется научным руководителем или преподавателем на базе наблюдений и взаимодействия со студентом.
Характеристика студента – это документ, отражающий профессиональные качества, успехи и достижения студента в ходе обучения, работы. Документ – это составная часть резюме. Он применяется для оценки студента при прохождении стажировки, практики, поступлении на работу.
Зачем нужна характеристика
Рассмотрим, зачем нужна характеристика студента, кому она может быть полезна.
- При поступлении в другое учебное заведение: документ помогает принять решение о зачислении, позволяет оценить уровень знаний, академический потенциал абитуриента.
- При поиске работы: характеристика даёт возможность потенциальному работодателю оценить личностные, профессиональные качества соискателя, способность к труду, обучению; уровень коммуникабельности, ответственности.
- Для продолжения образования: лист требуется при поступлении в аспирантуру, на программу магистра, для получения финансовой поддержки, стипендии.
- Для участия в конкурсах: документ позволяет оценить научные, спортивные, художественные достижения, активность.
- Для развития личностного потенциала: ценный отзыв поможет дать рекомендации по профессиональному самоопределению, дальнейшему развитию.
Обычно характеристику студента подписывает его руководитель, который непосредственно занимается его обучением, проводит практику на предприятии. Функция возлагается на преподавателя кафедры, специалиста из производственной сферы, в которой студент проходит практику. Руководитель знакомится с работой практиканта, оценивает его навыки, знания, степень ответственности, исполнительности, личные качества.
Блоки студенческой практики
В рамках студенческой практики выделяют блоки.
- Учебная практика: направлена на закрепление и применение теоретических знаний. Проводится в учебных заведениях.
- Производственно-технологическая: проводится на предприятиях и организациях для ознакомления с профессиональными сферами деятельности.
- Научно-исследовательская: необходима для углубления в научную работу, получения практических навыков, опыта в научной области.
- Преддипломная: важная часть подготовки к защите дипломной работы. Проводится в организациях, связанных с выбранной студентом специальностью.
- Педагогическая: предназначена для учащихся педагогических направлений, которые проводят занятия в учебных заведениях.
Студент должен отчитаться о проделанной работе, получить характеристику от руководителя практики.
Требования к созданию документа
Руководителю для написания листа характеристики следует подчиниться рекомендациям.
- Вы должны оценивать студента объективно, основываясь на его реальных достижениях.
- Руководитель указывает конкретные примеры, демонстрирующие проявления навыков, умений, личных качеств практиканта.
- Руководителю нужно придерживаться позитивного тона в описании студента: рассказать, как практикант справляется с обязанностями, оценить его готовность к самостоятельной работе.
- Вы должны уделить внимание личным качествам: открытость к новым идеям, ответственность, общительность.
Перечень требований к оформлению характеристики включает следующую информацию.
Рекомендации относительно дальнейших направлений развития.
Для оформления печатного документа характеристики в соответствии с ГОСТ 7.32-2017 нужно следовать правилам.
- В верхнем левом углу указывается наименование организации, выпустившей характеристику (название учебного заведения, предприятия и т.д.).
- После названия организации следует слово «Характеристика» в центре строки.
- Далее указывается ФИО студента, для которого составлена характеристика.
- В следующей строке указывается его группа и специальность.
- Под каждым из пунктов, описывающих характеристику студента, ставится подпись и печать организации, составившей характеристику.
- В конце документа ставятся дата составления и подписи руководителя организации и студента.
Документ выполняет следующие функции.
Оценочная: формирует объективное мнение о студенте на базе наблюдений, анализа его работы.
Информационная: предоставляет информацию о способностях, достижениях – это полезно для принятия решений о дальнейшем образовании, трудоустройстве.
Рекомендательная: содержит рекомендации для участия в различных программах, мероприятиях.
Адаптационная: описывает адаптацию студента в учебной среде, позволяет лучше ориентироваться в его потребностях, проблемах.
Мотивационная: хороший отзыв стимулирует к достижению лучших результатов, саморазвитию.
Структура документа
Руководителю при написании характеристики на студента необходимо отразить перечень важных аспектов работы практиканта. Характеристика должна быть логически связанной, структурированной.
Рассмотрим пример создания листа характеристики.
Пример характеристики на студента, который проходил практику:
«Уважаемый декан факультета!
Я, нижеподписавшийся, руководитель ООО «Инновационные технологии», предоставляю характеристику на студента 4 курса факультета информационных технологий, направления «Программная инженерия» Григорьева Игоря Владимировича, который проходил практику в нашей организации с 1 марта по 31 мая текущего года.
Целью практики была наработка студентом практических навыков в области разработки программного обеспечения. В ходе практики Григорьев И.В. успешно выполнил все поставленные задачи и продемонстрировал высокую степень технической осведомленности.
Он активно применял свои теоретические знания в практической работе. Григорьев И.В. показал высокую компетентность в области разработки программного обеспечения и активно принимал участие в проектах нашей организации, достигая поставленных целей в срок.
Григорьев И.В. проявлял высокую работоспособность, несмотря на интенсивность работы и большое количество задач. Он организован и ответственен, всегда выполнял свои обязанности на высоком уровне.
Кроме того, Григорьев И.В. отлично справляется с командной работой и имеет отличные коммуникативные навыки, что делает его ценным специалистом в работе в коллективе. Он всегда старается найти наилучшее решение задачи и готов поделиться своими знаниями и опытом с коллегами.
Мы рекомендуем Григорьева Игоря Владимировича для дальнейшего развития в сфере разработки программного обеспечения. Он обладает высоким потенциалом и способен продолжать профессиональный рост. Благодаря своей ответственности и инициативности, он готов к новым вызовам и задачам.
На основании сказанного я, в качестве руководителя и эксперта, рекомендую Григорьева Игоря Владимировича для рабочих позиций в сфере программной инженерии.
С уважением,
Иванов Иван Иванович
Руководитель ООО «Инновационные технологии»
Принципы оформления и разновидности документа
Требования к оформлению документа различны, однако в большинстве случаев она оформляется на листе формата А4. В правом верхнем углу автор указывает фамилию, имя и отчество практиканта; группу, факультет. После этого следует указать дату и место составления характеристики.
Характеристика студента может быть различной: реферативной; отзывной; рекомендательной и т.д.
- Реферативная: содержит подробное описание работы, достижений практиканта.
- Отзывная: фокусируется на персональных качествах, его умениях взаимодействовать с членами коллектива на работе.
- Рекомендательная: содержит рекомендации, советы о том, на какие рабочие позиции студент может быть рекомендован.
Как получить хорошую характеристику
Студенту необходимо выполнять следующие действия для получения хорошей характеристики.
- Проявлять активность, интерес у учебному процессу.
- Выполнять задания, обязанности руководителя добросовестно, на «отлично».
- Общаться с коллегами, преподавателями, в конструктивной и творческой манере.
- Демонстрировать высокие коммуникативные навыки, готовность к сотрудничеству.
- Регулярно участвовать в научных, социальных, спортивных мероприятиях, проявлять способности, таланты.
Документ имеет значение для учебы и трудоустройства. Характеристика помогает оценить способности, человеческие качества; необходим для принятия решений о дальнейшем профессиональном развитии, обучении. Студентам нужно демонстрировать свои достижения, стараться, получая хорошую характеристику от преподавателей и руководителей.