В процессе обучения, студенты рано или поздно столкнуться с выполнением разнообразных научных работ, особое место среди которых занимает эссе. Это слово вошло в нашу речь из французского языка и в переводе с латинского «exagium» означает «взвешивание», а в переводе с родного (французского) дословно означает – опыт, работа, проба, очерк, набросок.
С научной точки зрения эссе можно представить в виде сочинения небольшого размера (объема), композиция которого свободна. Основная цель автора эссе – изложить собственные мысли, мнение, впечатления по определенному вопросу, но при этом никоим образом автор не станет претендовать на трактовку или объяснения.
С иной точки зрения людей эссе можно представить в качестве очерка, указывающего на существующую проблему, написанного в непринужденной форме, чтобы читателю было как можно понятней донести, о чем именно идет речь. Кроме того, такой научный труд относится к прозе философского, литературно-критического, прозаического характера, написанный в формате разговорной, доступной широкой аудитории речью.
Так или иначе, эссе – это небольшого объема работа, в которой автор должен максимально понятно и доступным языком рассказать слушателям о том, что его впечатлило, поразило, удивило в прочитанном, увиденном, изученном и т.п.
Какими признаками обладает эссе
Эссе, как разновидность научного труда, обладает своими собственными признаками:
- Небольшой объем. К написанию эссе относительно его объема жесткие границы не вычерчиваются, но, обычно, эта работа занимает от 3-х до 7-ми страниц печатного текста.
- Конкретика раскрываемой темы и её трактование, сугубо в субъективном виде. Автор эссе не может рассматривать несколько тем или вопросов, все его внимание должно быть сосредоточено на чем-то одном, но важном.
- Свобода в плане композиции, то есть отсутствие каких-либо рамок формального типа. Не будет считаться моветоном, если эссе будет строиться вопреки законам логики или составляться по принципу «сделать все вопреки».
- Непринужденность в изложении. Автор эссе должен постараться добиться доверия от читателя, а для этого нужно избегать употребления сложных фраз и утомительных построений предложений. Кроме того, автор обязан доказать, что он владеет информацией по теме и способен рассматривать её с разных сторон.
- Склонность к парадоксам. Эссе должно удивлять читателей, а этого эффекта не достичь, если не использовать яркие высказывания или определения в парадоксальном виде.
- Единство внутренних смыслов, что также является парадоксом. Несмотря на обязательную свободу в композиции, смысл должен быть единым со всех сторон, то есть ключевые тезисы должны быть согласованы с утверждениями, аргументы с ассоциациями должны гармонировать, определяя личную позицию автора.
- Ориентированность на разговорную речь. Читатели должны легко воспринимать информацию, однако слишком легкомысленный тон или сленг не приветствуется.
Как писать эссе: правила
Эссе, как вид научной деятельности учащегося, подчиняется только одному формальному правилу – обязательное наличие заголовка. Среди неформальных правил:
- Структура может быть произвольной. Так как это небольшое по объему сочинение, то выводы в конце повторять не обязательно, их можно включить в основную часть или даже заголовок.
- Формулировка проблемы может не только идти после её аргументации, но и совпадать с выводами.
- Ориентировка на подготовленного читателя, знающего, о чем именно пойдет речь. Именно эта особенность помогает автору сосредоточиться на новом, а не фокусировать внимание на служебных деталях.
Какие виды эссе существуют
Любое написанное эссе может восприниматься читателем по-разному, некоторые из них мы регулярно читаем в публикациях, некоторые просто просматриваем и даже не вспоминаем, о чем шла речь, а некоторые приобретают статус литературного памятника. То, к какой категории будет отнесено эссе, будет напрямую зависеть от раскрываемой темы, от чего, в свою очередь, будут зависеть и виды эссе:
- Эссе-описания, в которых описывается тот или иной объект (товар, человек, предмет, фильм и т.п.). В данном случае автору важно научиться передавать основные характеристики описываемого объекта (запах, вкус, цвет, вид и пр.), не критикуя и не анализируя происходящее вокруг. Но при этом важно не упустить из виду субъективность как в признаках, так и в формулировках.
- Эссе-повествования, в которых должен делаться акцент только лишь на действиях. Повествовать нужно от первого или третьего лица, излагая события в четком хронологическом порядке. Обычно таким способом описывают биографии, рассказы о важных событиях и пр. В данном случае важно придерживаться структуры, состоящей из завязки, кульминации и развязки, с неоспоримым присутствием конфликта.
- Эссе-определения, цель которых заключается в раскрытии определенного понятия и предусматривает в процессе написание использование иллюстраций, аналитических данных, описаний событий и т.п.
- Эссе-классификации, благодаря которым удается рассмотреть изучаемую или рассматриваемую тему как можно глубже.
- Эссе-сравнения. В данном случае автору не нужно будет расчленять на части понятия, нужно будет взять другое и провести параллель с первым, находясь в поиске сходств или различий.
- Эссе-иллюстрации, цель которых заключается в том, чтобы доказать какое-либо существующее утверждение, что можно эффективно достичь, находя и приводя примеры, которые в полной мере смогут доказать слова автора.
- Эссе-аргументации, в котором должны быть приведены конкретные факты, подтверждающие утверждения автора относительно исследуемой темы. Автору эссе, написанному в форме аргументации, важно выстроить указанные факты в логическом порядке, не акцентируя внимание на собственные эмоции.
- Эссе в виде причинного анализа. Здесь нет места сухим фактам, автору нужно уметь привести факты, анализируя их и выстраивая в логическую цепь.
В зависимости от особенностей структуры текста, цели его могут быть тоже разными, от которых и будет зависеть выбор жанра эссе автором.