Обучаясь в ВУЗе с целью получения диплома о законченном высшем образовании и овладения навыками работы в выбранной сфере деятельности, учащиеся обязательно выполняют разные задания, выданные преподавателями, относящиеся к самостоятельному виду.
Самостоятельная работа – целый комплекс деятельностей, которыми занимается студент под руководством научного руководителя или без его участия во время, учебного процесса или после него. Это специфический род деятельности, в ходе ведения которой ученик обязательно использует мыслительную, поисково-исследовательскую и аналитическую деятельность.
В качестве такого вида рассматривается и тот, который может выполняться студентом по выданному преподавателем заданию под или без его контроля в конкретно отведенное для этого время. В ходе его выполнения студенты достигают поставленных целей посредством применения собственных усилий, способностей умственного и физического характера. Выполнение самостоятельных работ подразумевает проявление умственных действий исполнителей в активизированном их виде, которые прямым образом связаны с процессами поиска наиболее эффективных методов исполнения заданий с последующим проведением анализа полученных результатов.
Так как данный вид деятельности относится к учебному, выполняться она должна поэтапно:
- Повторение теории, полученной за время прохождения курса.
- Формулировка вопросов.
- Определение основных тезисов, осмысление наличия собственных знаний в рамках изучаемой темы.
- Выполнение заданий, решение задач.
- Аналитическое исследование осуществляемой деятельности.
- Приобретение новых умений.
- Формирование списка вопросов.
- Подбор литературы.
- Изучение плана.
- Составление конспектов по определенным вопросам.
- Разработка иллюстративного материала.
- Произведение расчетов.
Если самостоятельная работа выполняется под руководством преподавателя, то контролировать и руководить ходом выполнения он может несколькими способами:
- Проведение собеседования с сопутствующим контролем.
- Предоставление консультативной помощи.
- Анализ проведенной работы, оценивание, корректировка.
- Проведение мотивационных бесед.
- Подведение итогов.
В ходе выполнения самостоятельных работ учащиеся могут пользоваться такими основными средствами:
- Методические указания.
- Материал дидактического характера.
- Конспекты.
- Фильмы научного характера.
- Тесты, сборники задач и т.д.
Процесс организации в данном случае подразумевает придерживание научным руководителем четких правил, среди которых:
- Стараться не нагружать учеников большим количеством заданий творческого характера.
- Сменять задания творческого вида, выполняемые в ходе проведения учебного процесса с теми, что выдаются для самостоятельной обработки.
- Выдавать учащимся четкие, полные инструктажи, включающие в себя определение цели, условий выполнения, объем работы, сроки сдачи и образец, как их выполнить.
- Контролировать процесс выполнения и проводить учет.
- Оценивать выполненные работы, давать рецензии, обобщать уровень усвоения навыков работать индивидуально.
Какие виды существуют
Основными видами самостоятельных заданий, к выполнению которых студенты приступают по заданию, выданному преподавателем, считают:
- Домашняя работа с целью закрепления знаний и навыков, приобретенных за время прохождения определенного курса за пределами учебного заведения за счет усвоения материала, выполнения работ письменного и устного характера, творческих работ, проведения наблюдений, выполнения практических заданий, создания наглядного материала. В основном домашняя деятельность носит коллективный характер, но может быть задана и индивидуально.
- Работа с бумажными источниками информации, предполагающая наличие навыков пользования библиотечными каталогами, в подборе подходящей литературы с учетом темы выданного задания, в выборе самой важной и актуальной информации, имеющей прямое отношение к теме. Работая над книгами, важно научиться фиксировать нужную информацию несколькими способами: составить план, конспектировать (планово, тематично, текстуально или свободно) или написать реферат (библиографический, учебный, научно-популярный).
- Упражнения, которые могут быть устными, письменными, воспроизводящими, тренировочными, комментированными, алгоритмическими, проблемно-поисковыми, творческими устными или письменными, сочинениями устными или письменными, докладами, графическими, игровыми, обучающими, вырабатывающим навыки.
С учетом поставленных целей различают:
- Обучающие с целью выполнения работ студентом после овладения новой теорией с целью развить заинтересованность к новому, привлечь любого к рабочему процессу. Преимущество в том, что ученик сразу определяет, что ему не понятно и может попросить объяснить еще раз, а преподаватель выявить недостаток в объеме. Их целесообразно проводить, устанавливая связи нового материала с уже имеющимся «багажом» или в процессе рассмотрения поисковой ситуации и нахождении доказательств целесообразности применения процессов с намеком на развитие учеников с разных сторон.
- Тренировочные, направленные на приобретение навыков находить различия в объектах, предметах, характеристиках. Это трудовая деятельность с однотипными заданиями, которые содержат признаки и свойства правила или определения. Цель данного вида заключается в выработке умений и навыков с созданием основы для изучения теории в будущем. В ходе выполнения получающие знания нуждаются в помощи преподавателя, что открывает широкие возможности для более слабых, влияя на прочность уже имеющихся теоретических данных по определенным темам, уровень развития познавательных способностей студентов и скорость восприятия новых тем.
- Закрепляющие, способствующие развитию логики и способности применять разные правила с теоремами для достижения конкретных результатов с целью оценить уровень и глубину освоения, уже изученного ранее материала и определить количество времени, посвященное на повторение с закреплением определенной темы.
- Повторительными, которые еще называют обзорными, тематическим. Это задания, связанные с написанием докладов, подготовкой к олимпиадам, конференциям научно-творческого характера, проведением тематических дней и пр. Если данный вид задается во время проведения занятий, то он приобретает вид заданий исследовательского типа.
- Творческие, по статистике, наиболее интересный для учащихся вид, выполнение которых подразумевает наличие повышенного уровня самостоятельности. В процессе исполнения таких работ ученики получают возможность открыть для себя что-то новое в тех знаниях, которые были получены ранее, и научиться находить им применение в нестандартных ситуациях. Кроме того, данный вид заданий предполагает наличие умений находить несколько способов решения поставленных задач.
- Развивающие, направленные на приобретение учащимися навыков владения изучаемым материалом в правильном русле.
- Контрольные, осуществляющие функции контроля. Такие задания должны быть равноценными по содержанию и объему выполняемых работ, направлены на оттачивание основных навыков и умений, обеспечение достоверной проверки уровня знаний, стимуляцию учащихся к демонстрации имеющихся навыков и умений.
В зависимости от наличия дидактической цели самостоятельную работу делят на пять основных групп:
- Приобретение самостоятельно новых знаний и умений.
- Закрепление полученных знаний и их уточнение.
- Выработка навыков применять полученные знания в процессе решения задач учебного и практического характера.
- Формирование практических навыков и умений.
- Формирование практических навыков и умений применять полученные знания в сложных ситуациях.
Все перечисленные группы взаимосвязаны, так как одни и те же виды работ используются для решения разных задач дидактического характера.
Среди самостоятельных работ творческой разновидности выделяют такие основные виды:
- Практические работы.
- Контрольные работы.
- Тематические зачеты.
- Работа над рефератами и их защита.
- Решение прикладных проблемных задач и т.д.
В зависимости от способа организации самостоятельные работы могут быть:
- Фронтальными, когда большая группа учеников делает одинаковую работу.
- Групповыми, когда с целью проведения работы учащиеся разбиваются на группы по 3-6 человек.
- Парными, при проведении которых задания выполняются двумя учениками.
- Индивидуальными, когда каждый студент занимается работой самостоятельно.
Познавательная самостоятельная деятельность делится на четыре подгруппы, в которых:
- Цели и план работы определяется студентами при помощи преподавателя.
- Цель учащийся определяет с помощью преподавателя, а план самостоятельно.
- Цель и план учащийся определяет самостоятельно, а задание выдается преподавателем.
- Цель, план и содержание студент определяет самостоятельно, точно так же как и выполняет работу.
В чем суть самостоятельных работ
Задавая учащимся самостоятельные работы, удается достичь таких результатов:
- Если с определенной периодичностью задавать задания для самостоятельной обработки с осознанием и восприятием информации из учебников, проведением опытов и исследований, удается достичь более высоких результатов в процессе получения учащимися глубоких знаний по сравнению с тем, какие они воспринимают в виде готовой подготовленной информации от преподавателя.
- Правильно организованные условия исполнения дидактических заданий способствуют развитию познавательных и творческих способностей, а также и развитию мыслительной деятельности учащихся.
- Хорошо продуманные методы проведения позволяют ускорить темпы образования у студентов практических умений и навыков.
Организованный в плане систематики самостоятельный труд во время прохождения обучающих курсов, а также и вместе с разными заданиями, выданными на дом, по той или иной дисциплине, помогает выработать в учениках умения работать индивидуально, в результате чего последние тратят намного меньше времени на процесс по сравнению с теми, кто этим не занимается. Это позволяет увеличить темпы усвоения теории, разработанной программой, увеличить время, отпущенное на решение задач, выполнение работ разной сложности, в том числе и творческих.