Периодическое проведение контрольных работ является наиболее распространённым методом понять, как ученики или студенты усваивают материал. Это удобно ещё и тем, что позволяет довольно легко оценить их знания. Такой вид работы позволяет сразу понять не только то, насколько материал был усвоен, но и то, может ли человек применить знания или нет. Виды контрольных работ бывают разные. Это может быть и тестирование, и теоретические вопросы, и решение задач, и задание комбинированного типа и т.п. Но метод никак не будет влиять на цель контрольной работы.
Что такое цель и как её сформулировать
Цель следует рассматривать, как конечный результат, которого вы планируете достичь, когда будете выполнять задание. Для того чтобы сформулировать это, обычно используются такие эпитеты, как «исследуем», «анализируем», «изучаем», «рассматриваем» и в таком духе. Выбор конкретных формулировок во много будет зависеть от того, на что сделан упор в контрольной: на теорию или на решение заданий.
К примеру, когда в работе нужно отвечать на вопросы по теории, то обычно используются такие определения, как «рассмотрение» или «изучение. Также они подходят для тех случаев, когда изучается конкретный вопрос по выбранной теме, делается обзор литературы и т.п. А вот когда задание имеет более прикладной характер, более уместным будет использование таких формулировок, как «исследование», «разработка рекомендаций» и т.п. Часть исследований проводится для того, чтобы на базе полученного ответа можно было подтвердить или опровергнуть гипотезу, которая выдвигается в задании.
Примеры целей
Чтобы было проще разобраться, приведём несколько примеров:
- Цель контрольной работы – изучить политическую ситуацию во время правления Екатерины II.
- Цель данной контрольной заключается в изучении принципов работы биполярного транзистора.
- Цель данной работы заключается в разработке рекомендаций, позволяющих оптимизировать деятельность предприятия.
Если у вас совсем нет идей, какую цель лучше всего прописать в контрольной – можно использовать самый универсальный вариант. Поскольку все эти работы требуются для того, чтобы студенты могли закрепить полученные раннее знания, можно именно это и прописать. Такой вариант отлично подойдёт и уж точно раскроет вашу личную цель контрольной работы.
Задачи контрольных работ
Помимо целей, в контрольных работах также есть ещё и задачи. Стоит с самого начала учитывать, что они будут так или иначе связаны с целью работы в обязательном порядке. По сути, их можно рассматривать в качестве способа, который позволит достичь нужную цель. К примеру, если вашей целью является «изучить, как студенты относятся к занятиям физкультурой», то среди поставленных задач можно указать:
- Проведение опроса.
- Изучение статистических данных, полученных с разных факультетов.
- Изучение работ других авторов и т.п.
На самом деле всё будет зависеть, от того, какие методы именно вы будете использовать в своём исследовании.
Если такой подход кажется слишком сложным, можно, как и в случае с целями, воспользоваться более простым и универсальным вариантом. К примеру, это может быть:
- Выполнить чертежи…
- Изучить теоретическую базу вопроса…
- Решить уравнение…
- Закрепить, полученные на занятиях навыки…
Конечно, очень важно следить за тем, чтобы задачи были уникальными и полностью передавали суть того, что вы собираетесь делать. В некоторых случаях прописать задачи будет легко, в других – сложнее. По большей части это будет зависеть от двух факторов:
- Уровня сложности работы в целом.
- Требовательности конкретного преподавателя.
Чаще всего в методичках приводятся примеры того, как лучше формулировать и цели, и задачи. Поэтому можно опираться на них. Стоит учесть, что в части учебных заведений указывают только цель, а задачи не прописываются. Также есть случаи, когда не нужно указывать ни то, ни другое.
Почему это важно
Во-первых, разобраться с тем, что прописывать в целях и задачах, важно потому что во многих ВУЗах – это обязательные пункты. И из-за их отсутствия, полученная оценка может быть снижена. Согласитесь, что не хочется терять баллы из-за такой мелочи?
Но есть и другие причины, по которым это стоит сделать. Среди них можно выделить:
- Таким образом вы с самого начала зададите вектор, в каком будет развиваться работа.
- Также это поможет выстроить структуру работы.
- Даже этих формулировок часто бывает достаточно, чтобы преподаватель мог понять, понимает человек тему хоть как-то или нет.
- Цели и задачи очень полезны в самом конце работы, когда требуется написать заключение, сделать выводы и подвести итоги. Именно на их базе можно всё это выполнить.
Кроме того, не стоит забывать и о том, что преподаватели тоже живые люди. А это значит, что у них есть и другие занятия, которым нужно посвящать время и внимание, кроме проверки работ. Достаточно часто, они лишь просматривают работы вскользь, сверяясь с конечными ответами, а также оценивая вводную и заключительную части. И если у них не возникает вопросов к ним, то само решение даже не оценивается. И только эта информация используется, чтобы поставить оценку работе.
Теперь, когда вы понимаете, какие в контрольной работе цели и задачи, выполнить её будет намного легче. А также вы сможете уделить этому больше внимания, зная о важности указания задач и целей. Главное не забывайте про то, что всё должно быть прописано максимально чётко и кратко. Лучше постараться уложиться в одно предложение.