Бизнес-план – это документ, в котором изложены атрибуты планируемого предприятия или проекта, а также возможные трудности в его работе и пути их преодоления. Чаще всего составляется бизнес-план на этапе зарождения идеи о создании собственного бизнеса, с целью просчитать все возможные риски и определить целесообразность своей идеи. Кроме этого, бизнес-план создается уже функционирующим предприятием для проектов по привлечению инвестиционного капитала.
Грамотно составленный бизнес-план не только представляет собой перспективу внедрения в жизнь определенной идеи, но в дальнейшем служит эффективным инструментом развития предприятия, делая его привлекательным для партнеров, инвесторов и кредиторов. Если вы решили просчитать, стоит ли внедрять вашу бизнес-идею в жизнь, ниже приведена схема, как составить бизнес-план.
Практичные советы как составить бизнес-план
Хороший продуманный бизнес-план можно составить только подробно раскрыв в нем такие разделы:
- Введение или резюме бизнеса или проекта. В этом разделе проводится общая характеристика вашей идеи. Указываются цели будущего бизнеса или проекта и его основные задачи, новизна и актуальность. Здесь оговариваются сроки получения прибыли, а также масштабы потерь, если идея не сможет реализоваться. Эта часть плана, чаще всего, составляется в конце, когда остальные разделы готовы;
- Описание будущего проекта. Этот раздел относится к бизнес-идеям, которые реализовывает уже действующее предприятие. В него вносятся реквизиты предприятия, его название, учредители, история создания и направления деятельности;
- Характеристика производимых товаров или оказываемых услуг. Этот раздел вмещает информацию о предлагаемых вами услугах или товарах, их качестве, конкурентоспособности, потребителях, технических характеристиках и отличиях от подобных, которые существуют на рынке;
- Маркетинговая составляющая. В этот раздел вносится информация о ценах, путях реализации, рекламной тактики, проводится анализ предполагаемых объемов продаж или количества оказанных услуг, которые будет предлагать предприятие;
- Производственный план. Эта часть не касается идей связанных с торговлей. Она прописывается только в тех бизнес-планах, в которых прогнозируется работа производственного предприятия. То есть такого, которое занимается выпуском определенных товаров. Сюда вписываются расчеты относительно необходимых производственных мощностей, необходимость дополнительных технических средств. Рассматриваются тут и каналы поставки сырья, вносится краткая схема производственных операций, которая указывает пути утилизации отходов производства и мероприятия, направленные на защиту окружающей среды;
- Организационный план. Здесь указываются общие вопросы деятельности будущего малого предприятия: порядок работы, взаимодействие структурных подразделений, необходимость в кадрах; условия работы и ее оплата;
- Финансовый план. В этом разделе необходимо провести само планирование бюджета, его расходной и доходной части. Указываются здесь возможные пути финансирования, предполагаемый срок окупаемости, а также потребность в привлечении инвестиций;
- Оценка рисков. Этот раздел содержит информацию о путях возможного развития предприятия (несколько вариантов) и рисков с этим связанных, а также пути сведения этих рисков к минимуму. А также показывает приблизительное количество необходимого времени для получения чистой прибыли. Написание этого раздела приводит к предварительному пониманию того, согласится ли потенциальный инвестор вложить в него деньги.
От того, как составлен бизнес-план, зависит создание целостной картины развития возможного предприятия или проекта на протяжении определенного времени и дает возможность принять правильное решение относительно целесообразности его реализации.