Одной из важнейших задач, стоящих перед ВУЗом, является подготовка высококвалифицированных специалистов, максимально отвечающих современным требованиям. Повышение требований к уровню профессиональной подготовки будущего специалиста и увеличение потока научной информации в нынешних условиях обуславливают тщательной оценкой готовности студентов к самостоятельному труду.
Научно-исследовательская работа является важной составляющей подготовки высококвалифицированных специалистов в высших учебных заведениях. Она включает в себя два элемента:
- Усвоение методики организации научно-исследовательской работы.
- Работу над научными изысканиями под руководством преподавателей.
Курсовая работа – один из видов индивидуальной работы студентов, целью которой является выработка у студентов навыков самостоятельной работы с научными источниками и овладение методикой исследований, приобретение компетенции по определению и анализу научной и практической проблематики в определенной области знаний, обобщение обработанного материала, обоснование своих гипотез и выводов, умение разрабатывать и формулировать обоснованные предложения по усовершенствованию процессов, исследованных в работе.
Успешное проведение научного исследования и написание курсовой работы зависит от четкого соблюдения основных требований, предъявляемых к написанию и защите данной работы. Требования касаются научного уровня работы, ее содержания, структуры, форм изложения материала, а также ее оформления. Не стоит забывать и про актуальность темы курсовой.
Каждый студент должен четко понимать, как выбрать тему курсовой. В процессе подготовки и выполнения курсовых работ студентам необходимо решить следующие задачи:
- В первую очередь, самостоятельно выбрать тему, обосновать ее, определить актуальность, задачи и методы исследования.
- Уметь использовать и критически анализировать общую и специальную, научную и методическую литературу, справочные и официальные документы.
- Проводить исследования с помощью современных методик.
- Самостоятельно анализировать и обобщать полученные данные, обрабатывать результаты исследований с помощью изученных методов, делать выводы и создавать практические рекомендации.
- Четко и логично излагать содержание работы, иллюстрировать ее конкретным материалом.
Выбор темы исследования
Так все же, как выбрать тему курсовой работы? Тематика курсовых работ определяется кафедрами. Она должна быть актуальной и тесно связанной с решением практических профессиональных задач. Студентам предоставляется право свободного выбора темы работы из написанного кафедрой перечня. Студенты могут обоснованно предлагать свои темы.
Заведующий кафедрой имеет право издать распоряжение об изменениях (уточнениях) тем курсовых работ не позднее чем за 2 месяца до установленного срока подачи работ на кафедру.
Начиная исследовательскую работу, прежде всего следует выбирать тему, которая актуальна, а значит необходима для решения определенной проблемы. Поэтому необходимо выяснять, какое применение может найти выбранное направление исследования на практике. Перед выбором актуальности темы исследования студент должен глубоко изучить литературные источники по направлению темы, чтобы не дублировать исследования, уже проведенные ранее. Тема курсовой работы выбирается студентом и должна быть четко сформулирована, как и актуальность, а также должна вносить определенную новизну в решение существующей проблемы.
Актуальность темы курсовой и ее признаки:
- Общий интерес со стороны ученых к проблеме.
- Наличие практической потребности в разработке вопроса на современном этапе.
- Потребность в разработке темы в связи с определенными условиями.
После определения темы исследования должно быть написано исследовательское задание. Должны быть выбраны объект и предмет исследования, а также гипотеза.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объектом исследование является предметное поле исследования, изучаемая часть объективной реальности.
Предмет исследования – это то, что конкретно будет исследовано в работе. Предмет исследования – это конкретный элемент, входящий в состав объекта, а также исследуемые с определенной целью свойства, имеющие отношение к объекту.
Таким образом, предмет исследования уже, чем объект. Рассмотрим образец. Для темы «Особенности фотосинтеза у теневыносливых растений» объектом могут быть особенности процесса фотосинтеза, а предметом исследования – особенности процесса в этих неустойчивых растениях.
Правильно выбранная темы курсовой работы, ее актуальность, а также ее успешное выполнение обеспечивает соответствующая материально-техническая и экспериментальная база для проведения исследований.
При выборе темы следует четко представлять ее пределы. Успешный результат выполненного исследования зависит не от количества рассматриваемых вопросов, а от основательности и глубины их анализа (раскрытия). Более объемная тема для магистранта может быть непосильной, потому что требует определенного опыта ведения научно-исследовательской работы и времени. В последние годы больше внимания предоставляется комплексному подходу к разработке тематики и коллективности в решении актуальных научных проблем.
Цели и задачи исследования
Цель исследования связана с объектом и предметом исследования, а также с его конечным результатом и путём его достижения. Цель предполагает то, что следует сделать в ходе исследования. Она должна четко отражать все содержание курсовой работы. Конкретизация целей исследования происходит путём определения конкретных задач (от 5 до 10). Формулировка задач должны быть содержательной, четкой и точной, поскольку именно эти формулировки становятся названиями разделов и подразделов, а описание решения поставленных задач составляет содержание разделов работы.
Вернемся к предыдущему примеру: «Особенности процесса фотосинтеза у теневыносливых растений». Целью исследование является обоснование особенностей процесса фотосинтеза и раскрытие значения этого процесса в биоме, как важного приспособления.
Задачи исследования у данной темы могут быть следующие:
- Выяснить основные теоретические вопросы по осуществлению фотосинтеза.
- Определение фаз и этапов данного процесса у теневыносливых растений.
- Организация и методы исследования
- Факторы, влияющие на ход процесса.
- Выявление места темы в формировании естественнонаучного мировоззрения школьников.
- Анализ полученных данных.
Выбор методов исследования
Решающим моментом для достижения поставленных целей и решения поставленных задач является выбор методов исследования, поскольку без качественно сформированной методологической базы ни одно исследование невозможно провести качественно.
Основным методом научного исследования является метод сравнения и анализа фактов, полученных в качественных и количественных показателях. Сравнение различных данных изучаемой проблемы дает возможность исследователю выявлять закономерности протекания процесса, а затем, овладев знаниями, управлять им.
Метод – способ, путь изучения и регистрации того или иного движения, явления. Пример: при регистрации прироста зеленой массы возможно использование взвешивания и вычисления площади объекта.
Методика исследования, то есть методология, включает комплекс средств и методов, использующихся в определенной последовательности, это личная программа действий или план исследования в целом, результат предварительной разработки. Пример: методика исследования интенсивности протекания процессов включает методы взвешивания, измерения, химического анализа.
Основные составляющие курсовой работы напрямую зависят от темы и актуальности исследования. Это значит, что при выборе темы необходимо руководствоваться не только личными предпочтениями, но и многими требованиями. Прежде чем окончательно выбрать тему работы — изучите все аспекты: актуальность, объект и предмет, цель, задачи и методологию. Только так можно понять, сможет ли студент осилить такой проект.