Практически все студенческие работы имеют цели, задачи, гипотезы исследования. Поэтому прежде чем приступать к выполнению заданий, следует понимать, что подразумевается под этими понятиями. Только так можно написать качественную работу, соответствующую всем требованиям. Первое, с чем стоит разобраться – это цель.
Что такое цель и как её написать
Целью исследования принято называть научный результат, к которому студент должен прийти после того, как выполнит всю работу и проведёт все необходимые исследования. Обычно в рекомендациях к заданию, указывают, что лучше всего для формулирования цели пользоваться глаголами совершенного вида, которые употребляются в неопределенной форме. Например, это может быть: «обосновать», «выявить», «проверить», «определить» и другие аналогичные варианты. Обычно цель строится на базе темы работы, поэтому сложностей с её формулировкой возникнуть не должно. К примеру, если ваше исследование посвящено политической ситуации, которая сформировалась в Российской Империи при Екатерине II, то в качестве цели можно написать: «Цель данного исследования – изучить политическую ситуацию во время правления Екатерины II». Как видите, ничего сложного. После этого можно переходить к следующему этапу.
Чем является гипотеза и как её сформулировать
Гипотеза исследования – это предположение, которое студент выдвигает, чтобы объяснить определённое явление. При выполнении работы требуется провести ряд исследований, которые смогут либо подтвердить данную гипотезу, либо опровергнуть её. Также гипотезу можно рассматривать в качестве предполагаемого решения проблемы. Именно с её помощью задаётся направление, в котором проводится научный поиск.
Гипотеза выступает основным методологическим инструмент, без которого невозможно будет организовать исследовательский процесс.
Существуют определённые требования, которые к ней выдвигаются. Их всего два. К ним относят:
- Важно, чтобы гипотезу можно было проверить, используя для этого те методики, которые уже существуют.
- В ней не должно находится никаких понятий, которые не были учтены.
При формулировании гипотезы, студенту необходимо предположить, как и при каких условиях можно будет успешно реализовать цель и проблему, которые решаются в работе.
Что указывает на то, что гипотеза цели исследования – правильная? Об этом говорит:
- То, что она имеет прочные логические связи с остальными составляющим работы, такими как тема, задачи и т.п.
- Нет противоречий между исследованием и заключением, к которому студент пришёл.
- Всё сформулировано грамотно, речевые ошибки отсутствуют.
Что собой подразумевая проверка гипотезы? Под этим понимают необходимость провести проверку тех следствий, которые логически вытекают из гипотезы. В результате проведения этих действий гипотезу можно или опровергнуть, или подтвердить.
После того как студент сформулирует цель и обозначит гипотезу, которую он собирается проверять, можно переходить к формулированию задач. Важно выполнять всё именно в такой последовательности, поскольку задачи вытекают и из цели, и из гипотезы.
Чтобы нагляднее понять, что это рассмотрим примеры гипотезы исследования. Если тема работы выглядит, как «Повышение любознательности школьников», то гипотеза может быть такой: «Можно предполагать, что если школьники получат мотивацию со стороны педагога, и, если сам педагог будет больше заинтересован в образовательном процессе, то их уровень любознательности станет более высоким».
Задачи исследования
К формулированию задач можно переходить только, когда всё остальное уже прописано. Под ними обычно понимают действия, нужные для достижения поставленной цели. А также для того, чтобы найти решение для проблемы и разобраться с тем правильная или ошибочная гипотеза. Все задачи можно разделить на три большие группы. А именно:
- Задачи, которые направлены на то, чтобы выявить сущностные признаки, а также критерии того явления, которое студент изучает в своей работе.
- Задачи необходимые для того, чтобы обосновать способы, которыми можно решить проблему.
- Задачи, в которых формулируется ведущие условия, которые требуются чтобы решение проблемы было эффективным.
От того, в какой последовательности будет проходить решение задач, будет зависеть структура работы. Поэтому это имеет большое значение. А также именно поэтому у каждой задачи должно быть представлено решение в обязательном порядке.
Когда студент будет прописывать задачи, которые перед ним стоят и формировать их в систему, ему нужно будет сразу определиться с тем, какого подхода к себе они требуют. Какие-то могут строиться по большей части на изучении литературы, другие на комбинировании нескольких подходов. Также сразу нужно определиться, какая из задач – проблемная, поскольку именно её нужно будет решать, во время проведения исследования.
Важно заранее учитывать, что если в работе нужно провести эксперимент, то обязательно нужно будет добавить две дополнительные задачи. Они будут выглядеть, как:
- «Узнать» или «изучить».
- «Экспериментально проверить».
Важно учитывать, что задачи должны быть связаны друг с другом. Кроме этого, нужно чтобы они отражали общий путь, который требуется, чтобы достигнуть цели. Когда гипотеза и задача исследования правильно сформулированы, проводить последующее исследование намного удобнее, поскольку у студента есть чёткое и пошаговое руководство того, что нужно делать.