Итак, вы еще учитесь в школе и вам задали задание: написать сочинение-рассуждение на выбранную вами тему или на определенную тему по прочитанному произведению. А возможно, вам нужно написать сочинение-рассуждение на тему профессии будущего и передать весь смысл того материала, который доступен для прочтения или сформулировать только свои мысли, что очень важно. Но, перед вами стоит очень важный вопрос: как писать сочинение-рассуждение правильно, да еще и на хорошую оценку? Здесь важно не просто написать весь текст грамотно и качественно, без синтаксических или лексических ошибок. Здесь еще и важно написать текст так, чтобы он был индивидуальным, не скопированным, придуманным только вами, сформулированным исходя из ваших собственных мыслей и навыков, чтобы преподаватель видел, ваш довольно серьезный и творческий подход к данному вопросу.
Что означает написать сочинение-рассуждение
Следуя из значения сочетания этих двух слов, очевидно, что такой вид сочинения предполагает навык рассуждать на какую-то тему, думать, взвешивать и все это выносить в письменном виде. То есть, если мы говорим о сочинении-описании, очевидно, что оно предполагает описание каких-то событий, действий, предметов. Если это сочинение-повествование – тогда речь идет о событийности каких-то процессов. Ну а в рассуждении мы должны объяснить свою точку зрения, доказать ее правоту, да еще и подтвердить, что это действительно так.
О чем нужно рассуждать в сочинении? Конечно, подсказка кроется в самом названии. Другими словами, вы или доказываете, или опровергаете то, что тезисно записано в названии сочинения. Хотите получить высокую оценку за проделанную работу над сочинением? Убедите читателя в правильности и качестве проделанной вами работы, или наоборот, неправильности той точки зрения, которую вы высказываете.
Каким образом создаются сочинения-рассуждения
Обычно, любые тексты, сочинения, эссе и другие пишутся, следуя трем основным правилам. Если им следовать, то ваше сочинение буде наполненным, правильным и легко читаемым читателем любой возрастной категории и с любым качеством образования. Итак, части сочинения-рассуждения, а точнее план его написания:
- Первым, на что ставят ударение при написании сочинения – это вступление. Во вступительной части коротко определяют, о чем будет написано во всем сочинении-рассуждении.
- Затем идет основная часть, в процессе которой автор сочинения должен доказать свое видение проблемы, привести аргументы, подкрепить это все примерами.
- И третья часть – заключение, в котором не просто приходят к своим собственным выводам, но и обобщают все вышесказанное в несколько предложений.
Вступление в сочинение-рассуждение
Рассмотрим на практике, как написать сочинение-рассуждение на практике. Итак, вы получили задание написать сочинение – рассуждение пример. Сначала вы приступаете ко вступлению, в котором дадите оценку тезису, а точнее определите согласны ли вы со сказанным или нет. Например, существует тезис, что первое слово, которое произносит ребенок – это мама. Чтобы подтвердить или опровергнуть этот тезис, вы можете в своем сочинении-рассуждении использовать следующий прием: вы задаете вопросы, по котором очевидно, что вы подтверждаете этот тезис. Например: Перове слово, которое говорит ребенок? К кому ребенок бежит с радостью на руки? Кто наш самый близкий друг на всю жизнь? Конечно же мама. Таким способом вы подтвердили тезис сочинения, что мама – это именно то слово, которое младенец произносит первым. По этим трем строкам очевидно ваше мнение, которое вы будете доказывать на протяжении всего сочинения-рассуждения.
Существует еще один прием – использование эпиграфа. Это когда вы берете известную фразу из фильма, произведения, пословицы и так далее и делаете ее основой вашего рассуждения, подтверждая и доказывая тезис сочинения.
Кроме того, вступление – это та часть сочинения-рассуждения, в которой необходимо рассказать, насколько актуальна и важна данная тема, выделить что-то из исторических фактов по заданной теме, а также высказать свое собственное мнение. То есть, другими словами, сочинение рассуждение смысл высказывания состоит в том, чтобы в его первой части определить, о чем именно будет идти речь в основной его части и выводах, соответственно.
Основная часть сочинения-рассуждения
Основная часть сочинения-рассуждения и называется основной, потому что она является наиболее важной, наиболее объемной и наиболее аргументированной. Именно в этой части автору сочинения нужно раскрыть всю тему максимально четко и объемно, чтобы читатель не имел шанса не согласиться со сказанным в сочинении. В данной части сочинения-рассуждения также уместно пользоваться тремя аргументами, которые могут подтвердить вашу точку зрения, но желательно при этом, чтобы они были максимально разноплановыми, чтобы убедительно действовать на читателя.
Возьмем все тот же пример о маме. Например, вы можете начать с научных аргументов: люди, которых мамы любили в детстве считаются более успешными, чем те, которым не хватало материнской ласки. Затем этот научный аргумент можно подтвердить аргументом из мира литературы или искусства: вспомнить авторов, которые писали о матерях, или художников, которые рисовали мамины руки и глаза. Наверняка, вы вспомните несколько стихотворений, посвященных матерям и также сможете использовать их в основной части своего сочинения-рассуждения.
Что касается еще одного аргумента – так он должен исходить из вашего собственного опыта и размышлений. То есть вы должны вспомнить что-то из своей личной жизни, что может помочь вам написать сочинение, в данном случае о маме. Важно учитывать момент при написании сочинения-рассуждения, при котором все ваши аргументы плавно исходят друг из друга, дополняют друг друга, подтверждают или наоборот отрицаю существование друг друга. Важно, чтобы текст был структурирован, а мысли, выложенные вами на бумаге, исходили плавно одна из другой.
Заключительная часть сочинения-рассуждения
Итак, как и в любой другой работе, а тем более научной, в сочинении-рассуждении важно, чтобы в заключительной части автор немного, тезисно рассказал о том, что было во введении, о чем идет речь в данном сочинении-рассуждении и что автор хотел доказать или рассказать. Зачастую, когда мы что-то читаем, подходя к концу, мы уже забываем, что именно требуется доказать и что именно написано во введении. Поэтому важным для заключительной части является кратко рассказать о том, что было во вступлении.
И только после этого можно приступать к описанию сделанных выводов. Когда вы пишите выводы в сочинении-рассуждении, отталкивайтесь, в основном, от своих собственных мыслей, к которым вы пришли в процессе работы над сочинением-рассуждением. Но также не помешает и отношение других авторов к тому же тезису, что вы и рассматривали. Вы можете взять мысли других авторов за основу и развивать свои собственные наблюдения. А можно и наоборот: свои собственные аргументы и выводы взять за основу, а мысли и доказательства других авторов – как подтверждение вашей основы.
Важно понимать, что сочинение-рассуждение – это больше творческий процесс. Если у вас есть основа: вступительная часть, основная и заключение, то вы уже сделали пол работы. Все остальное – это ваши мысли, которые вы можете высказывать в произвольной форме, лишь немного поддерживая основную структуру сочинения-рассуждения. Не бойтесь выражать свои мысли так, как вам того хочется. Ведь только таким образом можно получить высокий бал на проделанную работу.