Подход к выбору темы научной работы, введения и выводов существенно отличается от подхода, прекрасно действовавшего в школе при написании рефератов. Первое, что следует понять студенту, это то, что введение и заключение научной работы — это разделы, написание которых направлено на очень конкретные цели, а не на обобщение и написание «воды». Хотя этот подход хорошо срабатывал в рефератах. Именно поэтому лучше сразу сформировать правильное представление о требованиях по оформлению текста, чтобы не переписывать эти части работы под наблюдением преподавателя.
На что следует особо обратить внимание при написании введения?
Введение в научной работе традиционно составляет десятую часть от общего объема всей работы и позволяет понять, какие задачи ставил при написании автор и какие пути их решения видит. Введение неслучайно строится по определенным правилам и является совокупным вашим видением работы. Именно поэтому, взглянув на него, опытный преподаватель может сказать, насколько подробно студент подошел к разработке взятой темы.
Любая научная работа, введение которой должно содержать в себе весь основной материал по теме, начинается с выбора той самой темы.
Почему вы выбираете ту или иную тему для научной работы? Самое банальное — она вас лично интересует. И это не плохо. Впрочем, существует множество других причин. Пример:
- Тема, теоретическую базу, из которой вы получите во время одного года обучения (разумно оценивайте собственные силы и не беритесь за исследовательскую деятельность, теорию для которой необходимо изучать в течение 3-4 лет).
- Вы уже знакомы с исследовательской работой по этой теме, лично присутствовали на практике, видели предмет исследования или явление, которое хотите анализировать, есть фактологический, фотоматериал.
- Хотите сделать эту тему основой для будущей исследовательской деятельности на 2, 3 курсе или в магистратуре. Она имеет перспективу развития.
- Тема очень актуальна — новейшее явление («Особенности трансформации и конкуренции информации в эпоху гибридной войны»), или старое явление, получившее новое толкование в современном мире («Особенности построения групп и сообществ в интернет-сети»).
- Тема малоисследована (описание нового вида животного и его особенностей — «Звуковая коммуникация суслика степного красноголового как новейшего представителя семьи Sciuridae»).
- Тема описывает очень конкретный вопрос или проблему, которая может быть четко и закончено освещена в рамках работы.
Цель научной работы
Первое, что следует понять при написании научного труда, — вы не способны охватить все и сразу. Чем шире тема, тем больше ошибок и неточностей вы в ней сделаете, а значит общее качество и польза вашего труда будет ниже. Поэтому тема и цель должны быть очень конкретными и формулировать одну узкую задачу во введении.
Пример: «Живопись, как ведущий вид искусства во время Ренессанса» — слишком широкая формулировка, которая создаст кучу вопросов к конечной цели исследовательской работы. О каких художниках вы напишете в работе? О каких жанрах? Может, выбрать и исследовать не всех, а нескольких из них? Рассмотреть эволюцию жанров или одного жанра? Почему ведущий вид искусства именно живопись? Возможно, стоит сконцентрироваться на развитии красок и оптики во время Ренессанса, ведь именно они сделали живопись такой важной?
Задачи научного исследования
Этот пункт полностью следует из предыдущего. Опишите во введении шаги, которые необходимо предпринять, чтобы достичь поставленных целей на практике («Согласно целям исследования поставлены следующие задачи:...»). Например, чтобы добраться до вершины Эвереста, я должен купить оборудование, найти транспорт, достичь горы, начать подъем... и так далее. Подходите к этой задаче так, будто пытаетесь убедить собеседника во время дискуссии в собственной правоте и шаг за шагом выстраиваете доказательства представленного тезиса. В конце собеседник должен сказать — да, все доказательства и приведенные примеры логичны, я с вами согласен.
Следует заметить: уже из задач можно сказать, может ли автор достичь поставленной цели или нет. Так же вы поймете, что человек никогда не доберется до вершины Эвереста, если не включил пункт «теплую одежду» в свой план действий.
Объект исследования
Объект научного исследования, это часть психологической реальности, в пределах которой находится предмет исследовательской деятельности и содержащая предпосылки для познания предмета. Объект является более широкой областью, в пределах которой находится ваш интерес — предмет.
Пример: Объект исследования: суслик степной красноголовый. Предмет исследования: звуковая коммуникация суслика степного красноголового. Или объект исследования: психика человека. Тогда предметом могут быть: ПТСР, защитная агрессия и ее проявления, защитные механизмы психики и так далее.
Степень изученности темы
Пункт во введении, в котором вы должны продемонстрировать, что изучили достаточную теоретическую базу, чтобы начинать исследовательскую деятельность не с нуля, пытаясь изобрести велосипед, а уже имеете соответствующую степень осведомленности о теме.
В этом разделе следует описать:
- Кто наиболее известные исследователи темы? Перечислить основные труды, время появления исследований, краткое их содержание и важные моменты для вашей работы.
- Хорошо исследована тема или нет.
- Какие ее аспекты изучались теоретически и на практике достаточно, а какие нет.
- При наличии новых научных знаний старые исследования стали не актуальными, сомнительными, спорными.
- Как развивалось научное мнение по вашему вопросу на протяжении определенного периода времени?
Что писать в пункте «методы»?
Методы являются инструментами, с помощью которых вы добываете данные и результаты. Например, существует немало методов добычи металла — взрывчатка, кислота, механическая добыча. То же вы должны применить и при «добыче» данных. Какие манипуляции с информацией вы делаете, чтобы получить новые выводы — систематизируете, анализируете, сравниваете, экстраполируете на другие случаи? Все это будут методы. Часто целый раздел научной исследовательской работы, например описание эксперимента, может быть построен на одном или паре методов.
Сферы деятельности, для которых будут ценны полученные в работе результаты
Научная работа — это продукт научного труда, и как каждый продукт он должен иметь своего адресата. Представьте себе, что вы ведете блог. Кто ваша аудитория, для кого вы пишете, ответы на какие вопросы эти люди ищут? Почему внесенный вами кусочек интеллектуальной мозаики столь важен для практической деятельности? Какой пробел в знаниях он закроет? Практическое применение результатов — это ваша цель.
База исследования
Кроме очевидной литературной базы, некоторые научные работы могут иметь исторические или материальные источники. Пример: старопечатные издания, которые вы исследуете и которые являются первичным источником информации; личности-информаторы, если вы изучаете быт людей; археологические находки; документы, описывающие ход экспериментов; фильм, который вы анализируете и прочее.
Описание структуры работы
Последним пунктом введения является описание структуры работы. Пример: Работа состоит из введения, четырех глав, выводов к каждому разделу, общих выводов, списка использованных источников (71 позиция), словаря терминов и двух приложений. Приложение А – альбом иллюстраций, приложение Б – список иллюстраций. Общий объем курсовой 55 с., основное содержание изложено на 48 с.
Худшим для защиты научной работы является полное расхождение цели во введении, задачи и выводов, что говорит о не структурированности, хаотичности работы и сомнительности ее результатов.